Документы

 Документы, регламентирующие деятельность библиотеки

Положение о библиотеке

РИНЯТО                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

на общем собрании

трудового коллектива                                                                директор ГБОУ школы №  430 

протокол №  33 от 25.05.2020                                                   Петродворцового района                                     

Санкт-Петербурга                          

 

____________ Е.В.Горбунова


                                                                                                     приказ №  117 от 25.05.2020

 

 ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ   

(Новая редакция)

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Данное положение о библиотеке школы № 430 разработано в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации:

- "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ,

- «О библиотечном деле» от 29.12.1994 № 78-ФЗ с изменениями и дополнениями,

- «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года №114-ФЗ,

- «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью» от 29.12.2010 №436- ФЗ,

- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ,

- Законом Санкт- Петербурга «Об образовании в Санкт- Петербурге» от 17.07.2013 No

461-ФЗ, статья 7

- Приказом от 01.03.2004 г. No 936 «О реализации решения коллегии Минобразования

России от 10.02.2004 г. No 2/2 «Об основных направлениях совершенствования

деятельности библиотек учреждений общего образования РФ»

- Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 23.03.2004 г.

No 14-51-70/13 "Об утверждении примерного положения о библиотеке

образовательного учреждения"

- Уставом школы  и   Правилами внутреннего  трудового  распорядка  ОУ,  утвержденными  директором  ГБОУ,  другими нормативными и регламентирующими документами, с учётом методических рекомендаций по организации деятельности библиотек в образовательных учреждениях Комитета по образованию.

1.2.  Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права всех участников образовательного процесса ГБОУ школы № 430 на пользование библиотечно-информационными ресурсами. Библиотека доступна и бесплатна для читателей: учащихся, учителей и других работников школы. Удовлетворяет запросы родителей на литературу и информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

1.3. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. Формирования в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу. 

1.4. В библиотеке ГБОУ школы № 430 запрещается распространение, хранение, производство или использование печатных, видео-, аудиовизуальных материалов, ресурсов Интернет экстремистского характера, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

1.5 Библиотека обеспечивает право доступа к библиотечному фонду в соответствии с потребностями и интересами пользователей (ст. 7 Федеральным законом от 29.12.1994 г. No 78-ФЗ «О библиотечном деле») в рамках, определенных Федеральным законом от 29.12.2010 No436-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. No 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», запрещающей распространение и хранение экстремистских материалов, а также производство и хранение в целях распространения в соответствии с  Положением о работе школьной библиотеки ГБОУ школы № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга с документами, включенными в Федеральный список экстремистских материалов.

1.6. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» No 114-ФЗ от 25.07. 2002 года в школьной библиотеке создается комиссия по сверке библиотечного фонда ГБОУ школа № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга с Федеральным списком экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Комиссия), выявлению, изъятию и утилизации экстремистских материалов, в случае обнаружения соответствующих материалов.

1.7. Один раз в квартал комиссией осуществляется сверка имеющихся в фондах библиотеки документов с ФСЭМ, о чем составляется Акт проверки и делается соответствующая запись в Журнале сверок фонда библиотеки с ФЭСМ, который ведет заведующий библиотекой.

1.8. Обнаруженные материалы должны изыматься из оборота по Актам списания и Решению Комиссии, прописанному в Протоколе заседания Комиссии.

1.9. Заведующий библиотекой (педагог-библиотекарь) ежеквартально проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки, ведёт журнал сверок фонда библиотеки с Федеральным списком экстремистских материалов.

1.10. В соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002 г. и в целях исключения возможности массового распространения экстремистских материалов заведующий библиотекой (педагог-библиотекарь) проводит аналогичные проверки фонда библиотеки при поступлении новой литературы в библиотеку с фиксацией результатов проверки в журнале сверок фонда библиотеки с Федеральным списком экстремистских материалов.

1.11. Согласно Федеральному закону РФ от 29.12.2010 No 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральному закону от 29.07.2013 No135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», основной фонд библиотеки должен быть промаркирован и расставлен в соответствии с возрастной классификацией.

1.12. В соответствии с федеральным законом РФ от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», федеральным законом от 29.07.2013 №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Заведующий библиотекой (педагог-библиотекарь) выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 16+, 18+.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

2.1. Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу. В целях противодействия экстремисткой деятельности, в пределах своей компетентности, осуществляет профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремисткой деятельности. Распространение среди читателей библиотеки информационных материалов, содействующих повышению уровня толерантного сознания школьников.

2.2. Обеспечение участников образовательного процесса (обучающихся, педагогических работников, родителей обучающихся) доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством пользования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.

2.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

2.4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и библиотечно-информационных процессов (при наличии технических возможностей), формирование комфортной среды.

3. ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

3.1. Основные функции библиотеки: образовательная, информационная и культурная. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе.

3.2. Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с образовательными программами ГБОУ школы № 430. Библиотека комплектует универсальный фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников на традиционных и нетрадиционных носителях.

3.3. Обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и развития информации.

3.4. Организация и ведение электронного каталога. Обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.

3.5. Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания обучающихся:

- организация информационно-библиографического обслуживания обучающихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;

- проведение с обучающимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации;

- организация массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры личности, оказание содействия при организации внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации  ФГОС НОО, ФГОС ООО, содействие развитию критического мышления;

- ведение библиотечно-информационного обслуживания с учетом запросов обучающихся;

3.6. Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания педагогических работников:

- удовлетворение запросов, связанных с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

- содействие профессиональной компетенции, повышению квалификации, создание условий для их самообразования и профессионального образования;

- организация доступа к педагогической информации на любых носителях.

3.7. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.

3.8. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых, массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг).

3.9. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования.

4. ОГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

4.1. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, хранилище учебников, мультимедийный видеозал.

4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебно-воспитательным планом школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.

4.3. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с читателями организовывается взаимодействие с библиотеками других ГБОУ, библиотеками Министерства культуры РФ.

4.4. Образовательное учреждение обеспечивает условия для хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.

4.5. В целях обеспечения модернизации школьной библиотеки в условиях информатизации   образования   и   в   пределах  средств,  выделяемых учредителями, ГБОУ обеспечивает библиотеку:
- гарантированным финансированием   комплектования   библиотечно-информационных ресурсов  (в смете учреждения выводится отдельно);
- необходимыми  служебными   и  производственными  помещениями  в   соответствии     со  структурой школьной библиотеки   и  нормативами  по   технике безопасности     эксплуатации    компьютеров   (отсутствие     высокой   влажности,     запыленности       помещения,     коррозионно-активных    примесей     или     электропроводящей     пыли)    и    в    соответствии     с  положениями  СанПиН;
- современной  электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
- библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

4.6. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующий библиотекой   в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы и утверждается директором школы.

5. УПРАВЛЕНИЕ. СТРУКТУРА И ШТАТЫ.

5.1. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы.

5.2. За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает заведующий библиотекой, который входит в состав педагогического совета.

5.3. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы школы, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Один час рабочего дня выделяется на выполнение внутри библиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день, в который библиотека не обслуживает читателей.

5.4. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.

5.5. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь, педагог-библиотекарь.

5.6. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам Информационно-методического центра Петродворцового района Санкт-Петербурга.

5.7. Заведующая библиотекой разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:

- Положение о библиотеке и другие положения, касающиеся работы библиотеки;

- Правила пользования библиотекой;

- Режим работы библиотеки;

- Годовой план работы школьной библиотеки;

- Отчёт о работе библиотеки за учебный год.

5.8. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.

5.9. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность, совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.

5.10. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

6.1. Работники библиотеки имеют право:

6.1.1. Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и настоящего положении.

6.1.2. Проводить в установленном порядке уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры.

6.1.3. Рекомендовать директору школы источники комплектования информационных ресурсов.

6.1.4. Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда.

6.1.5. Участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого учреждения.

6.1.6. Быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.

6.1.7. На свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед библиотекой задач.

6.1.8. На поддержку администрации школы по организации повышения квалификации и создания необходимых условий для самообразования, участия в работе методического объединения, совещаний, семинаров библиотечных работников.

6.1.9. На аттестацию, согласно порядку, изложенному в нормативно правовых документах.

6.2. Работники библиотек обязаны:

6.2.1. Обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки.

6.2.2. Информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг, режиме работы библиотеки.

6.2.3. Обеспечить научную организацию фондов и каталогов, вести необходимый учет и отчетность.

6.2.4. Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей.

6.2.5. Совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей в соответствии с настоящим Положением и Правилами пользования библиотекой.

6.2.6. Обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение.

6.2.7. Обеспечивать режим работы библиотеки в соответствии с потребностями пользователей, режимом работы школы и правилами внутреннего трудового распорядка школы.

6.2.8. Осуществлять планирование работы библиотеки, отчитываться в установленном порядке перед директором школы и Педагогическим советом.

6.2.9. Регулярно проходить обучение, повышать квалификацию.

6.2.10. Участвовать в педагогических советах, совещаниях, семинарах проводимых школой, отделом образования, Информационно-методическим центром Петродворцового  района Санкт-Петербурга, в работе методических объединений по направлению деятельности.

6.2.11. Вести делопроизводство в рамках деятельности библиотеки в соответствии с номенклатурой дел школы и инструкцией по делопроизводству, передавать дела на списания при истечении срока хранения.

6.2.12. Заблаговременно совершать подписку на периодические издания для школы в соответствии со списком, утвержденным директором школы.

6.2.13. Не реже одного раза в год участвовать в работе инвентаризационной комиссии школы, проводить инвентаризацию библиотечных фондов.

6.2.14. Принимать на учет, хранение и участвовать в списании библиотечного фонда, своевременно передавать соответствующие документы в бухгалтерию.

6.2.15. Соблюдать конфиденциальность данных о пользователях и перечне читаемых ими материалов в соответствии с законом РФ «О персональных данных».

6.2.16. Соблюдать Устав школы, правила внутреннего трудового распорядка школы, положения и иные локальные акты школы, инструкции и правила по охране труда, техники безопасности, пожарной безопасности, санитарно-гигиенические требования.

6.3. Работники библиотеки несут ответственность:

6.3.1. Работники библиотеки несут персональную ответственность за сохранность фонда библиотеки, переданных в пользование помещений и материально-технических средств в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставом школы.

6.3.2. За соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством РФ о труде и коллективным договором.

6.3.3. За выполнения функций библиотеки, предусмотренных настоящим Положением

7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

7.1. Пользователи библиотеки имеют право:

- получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

- получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации;

- продлевать срок пользования документами;

- получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

- участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой.

7.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:

- соблюдать правила пользования школьной библиотекой;

- бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

- поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

- пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

- убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

- возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;

- заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными;

- полностью рассчитаться со школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.

Правила пользования школьной библиотекой

1.     Общие положения

              1.1. Настоящие правила составлены на основании «Положения о школьной библиотеке» ГБОУ школы № 430..

              1.2. Право свободного и бесплатного пользования библиотекой ГБОУ школы № 430 имеют обучающиеся, сотрудники школы, родители (иные законные представители обучающихся).

             1.3. Школьная библиотека ГБОУ школы № 430 обслуживает пользователей в помещениях библиотеки (абонемент, читальный зал) в соответствии с режимом работы библиотеки, утвержденным директором ГБОУ школы № 430.

            1.5. Запись в библиотеку ГБОУ проводиться индивидуально, на основании списочных составов классов, представленных секретарем ГБОУ на начало нового учебного года. Запись работников ГБОУ и родителей (иных законных представителей обучающихся) производиться по паспорту. При записи пользователей библиотеки сообщаются сведения, необходимые для заполнения формуляра и проводится ознакомление с настоящими правилами, что фиксируется подписью пользователя в формуляре.

             1.6.  На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, подтверждающим право пользования школьной библиотеки и удостоверяющим факт и дату выдачи документов из школьной библиотеки.

             1.7. Перерегистрация пользователей школьной библиотеки производиться ежегодно, в начале учебного года.

             1.8. Запрещается находиться в школьной библиотеке в верхней одежде, шуметь, сорить, мешать работе сотрудников и посетителей школьной библиотеки.

2. Права и обязанности читателей

             2.1. Пользователь библиотеки имеет право получать полную информацию о составе фондов и бесплатно получать во временное пользование любой документ из фондов школьной библиотеки, исключая особо ценные, редкие, справочные документы (энциклопедии, словари, справочники) на бумажных и электронных носителях, работа с которыми разрешена только в читальном зале. Документы повышенного спроса, оставшиеся в библиотеке в единственном экземпляре, на дом не выдаются.

2.2. Читатели школьной библиотеки имеют право пользоваться следующими бесплатными библиотечно-библиографическими услугами:

- иметь доступ к библиотечным фондам и информации;

- получать консультационную и практическую помощь в поиске и выборе произведений печати и других источников информации;

- использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки: каталоги и картотеки на различных носителях;

- иметь доступ к сети Интернет в помещении школьной библиотеки.

2.3. Пользователь библиотеки имеет право принимать участие в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой.

     2.4. Пользователи школьной библиотеки обязаны бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать листы, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю.

            2.5. Утраченный или испорченный пользователями документ должен быть заменен точно таким документом или другим, признанным заведующим школьной библиотекой равноценным. Поврежденные пользователем документы принимаются в библиотеку только после их ремонта.

            2.6. Пользователь должен поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе школьной библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках.

            2.7. Пользователи школьной библиотеки: сотрудники ГБОУ перед своим увольнением; обучающиеся в конце учебного года или перед выбытием из ГБОУ обязаны вернуть в школьную библиотеку все документы полученные ими во временное пользование.

            2.8. При выбытии обучающегося или сотрудника школы личные документы должны выдаваться только при наличии справки, выданной работниками школьной библиотеки о полном возврате документов.

             

3. Правила пользования абонементом

            3.1. Запись читателей в школьную библиотеку проводится ан абонементе. Для записи в библиотеку читатели сообщают сведения, необходимые для заполнения читательского формуляра.

     3.2. При записи читатели должны ознакомиться с Правилами пользования школьной библиотекой и подтвердить обязательство их выполнения своей подписью на читательском формуляре.

     3.3.  При получении документа в формуляр пользователя записывается дата выдачи, инвентарный номер и наименование документа. Получение документа подтверждается распиской читателя в формуляре.

              3.4. Читатели школьной библиотеки имеют право получать на дом не более пяти документов одновременно.

              3.5. Максимальные сроки пользования документами:

- художественная литература – от 15 до 30 дней, в зависимости от читательского спроса;

- научно-познавательная – от 15 до 30 дней, в зависимости от читательского спроса;

- периодические издания – 15 дней;

- учебно-методические документы - учебный год;

- учебники и учебные пособия – учебный год.

- документы повышенного спроса выдаются на срок, определяемый заведующим школьной библиотеки.

         3.6. Срок пользования документами может быть продлен, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

3.7. Не подлежат выдаче на дом редкие и ценные книги, энциклопедические и справочные издания.

3.8. Возврат документа в школьную библиотеку подтверждается отметкой работника школьной библиотекой в формуляре читателя. 

 

4.  Правила пользования читальным залом

              4.1.  Документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются.

              4.2. Энциклопедии, справочники, редкие и ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале. Вынос документов из читального зала запрещен.

                4.3. Число документов, выдаваемых в читальном зале, не ограничиваются.

4.4. К работе с компьютерами в помещении читального зала допускаются пользователи, прошедшие вводный инструктаж по правилам техники безопасности при работе с компьютерами, порядком организации доступа к сети Интернет в помещении читального зала библиотеки ГБОУ школы № 430.

4.5. В помещении читального зала пользователь библиотеки для получения информации может использовать компьютерные сети, материалы на электронных носителях только после предварительного тестирования его работниками школьной библиотеки.

                  4.6. Работа с компьютером участников образовательного процесса производиться по графику, утвержденному руководителем ГБОУ и в присутствии сотрудника школьной библиотеки.

        4.7. Разрешается работа на одном компьютере не более одного человека.

        4.8. По всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику школьной библиотеки, запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату.

 

5. Обязанности сотрудников библиотеки по обслуживанию читателей

 5.1. Обеспечить доступ читателей к библиотечным фондам и бесплатную выдачу во временное пользование документов на различных носителях.

5.2. Создавать и поддерживать комфортные условия для работы читателей в школьной библиотеке.

5.3. Не использовать сведения о читателях, их интересов в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных. Не передавать сведения о читателях третьим лицам.

5.4. Обеспечивать сохранность и рациональное использование библиотечных фондов, создавать необходимые условия хранения документов.

5.5. Вести консультационную работу. Оказать помощь читателям в выборе необходимой литературы.

5.6.  Предоставлять читателям возможность пользования каталогами, картотеками, библиографическими и информационными материалами.

5.7. Систематически информировать читателей о вновь поступивших документах.

5.8.  Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда и за выполнением читателями Правил пользования библиотекой.

 

Положение о работе библиотеки с документами включёнными в Федеральный список экстремистских материалов

ПРИНЯТО                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

на общем собрании

трудового коллектива                                                                директор ГБОУ школы №  430 

протокол №  33 от 25.05.2020                                                   Петродворцового района                                    

Санкт-Петербурга                          

____________ Е.В.Горбунова

                                                                                                     приказ №  117 от 25.05.2020

 

Положение о работе школьной библиотеки с документами, включенными в Федеральный список экстремистских материалов

1.      Общие положения

1.1.       Настоящее положение о работе библиотеки ГБОУ школы № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга (далее Положение) с документами, включенными в Федеральный список экстремистских материалов разработано с целью регламентации работы библиотеки с документами, включенными в «Федеральный список экстремистских материалов» (далее - ФСЭМ), опубликованный на официальном сайте Министерства юстиции Российской  Федерации в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом РФ от 27.06.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (Далее – Закон № 114-ФЗ), Федеральным законом РФ от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» (Далее – Закон № 436-ФЗ), Федеральным законом РФ от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле», Приказом  Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административными организационным мерам, техническим и программно-аппартатным средствам защимты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» ( далее  - Приказ Минкомсвязи № 161), Рекомендациями по работе библиотек с документами, включенными в Федеральный список экстремистских материалов, утвержденными Минкультуры России 12.09.2017 г.(далее Рекомендации), Приказом Минкультуры России от 08.10.2012 N 1077 (ред. от 02.02.2017) «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда»

1.2.            Настоящее Положение отвечает требованиям установленного статьей 2 Федерального закона 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» принципа приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности обуславливает возможность  в сфере информационной безопасности, а именно защиты от возможностиознакомления с экстремистской литературой и иными информационными материалами

1.3. Настоящее Положение устанавливает порядок выявления, хранения и использования

документов, изданий, включенных в ФЭСМ

1.4. Работа с документами, изданиями, включенными в ФСЭМ, проводится с целью

противодействия экстремистской деятельности и исключения возможности массового

распространения экстремистских материалов, в частности, в образовательных организациях.

2. Организация работы по выявлению документов, включенных в ФСЭМ

2.1. Описание работы

Работа с документами, включенными в ФСЭМ, состоит из следующих направлений:

- отслеживание обновлений ФСЭМ;

- сверка библиотечного фонда с ФСЭМ;

- выявление изданий, включенных в ФСЭМ;

- регистрация и заполнение документов;

- в случае выявления экстремистских материалов изъятие их из фонда изданий и документов, каталожных карточек из читательских каталогов, электронных материалов из открытого доступа, с последующей утилизацией

2.2. В целях реализации Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии

экстремистской деятельности», для осуществления основной деятельности по работе с

документами, включенными в ФСЭМ создается Комиссия по сверке библиотечного фонда ГБОУ школа № 430 Петродворцового района Санкт -Петербурга с Федеральным списком

экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации, выявлению, изъятию и утилизации экстремистских материалов (далее - Комиссия), как орган, осуществляющий на территории школы контроль по профилактике экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления в составе не менее 3-х человек

2.3. Порядок работы

2.3.1. В целях исключения возможности массового распространения экстремистских материалов Комиссия осуществляют проверку фонда на предмет наличия в нем документов, включенных в ФСЭМ, которая проводится:

при комплектовании документов;

при поступлении новых документов в фонд;

систематически (не реже одного раза в три месяца) путем сверки ФСЭМ со справочно-библиографическим аппаратом фонда библиотеки, фонда библиотеки.

2.3.2. Осуществляя отбор, заказ (комплектование) и приобретение документов из внешних

документальных потоков, Интернет - ресурсов с целью пополнения библиотечного фонда,

работник библиотеки в обязательном порядке производит их сверку с ФСЭМ с целью

недопущения попадания экстремистских материалов в фонд библиотеки

2.3.3. Заведующий библиотекой (педагог-библиотекарь )при комплектовании библиотечного фонда, на этапе заказа или поступления, независимо от источника комплектования (внешняя организация, пожертвование идр.) проводит обязательную сверку изданий с ФСЭМ с целью недопущения попадания в библиотечный фонд запрещенных материалов

2.3.4. При выявлении документа, включенного в ФСЭМ, на этапе комплектования фонда, он не подлежит включению в библиотечный фонд, так как школьная библиотека на основании ст.16 и ст. 20 п. 2 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» или Федеральным законом от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» не является депозитарием Национального библиотечного фонда

2.3.5. В случае выявления документа, включенного в ФСЭМ на этапе поступления или уже

находящегося в библиотечном фонде, у библиотеки нет определенных Законом оснований для хранения выявленного документа, поэтому данный документ подлежит списанию и передаче на утилизацию на основании Рекомендаций по работе библиотек с документами, включенными в Федеральный список экстремистских материалов (утв. Минкультуры России 12.09.2017 г.) и норм данного Регламента. Основание для списания и утилизации —несоответствие профилю комплектования библиотеки.

2.3.6. По законодательству запрещено комплектовать, включать в библиотечный фонд,

обрабатывать, хранить, копировать, распространять, использовать, экспонировать при проведении различного рода мероприятий документы, включенные в ФСЭМ в соответствии с Законом № 114-ФЗ, Законом № 436-ФЗ, Законом 78-ФЗ и Рекомендациями.

2.3.7. Издания, включенные в «Федеральный список», не могут быть представлены в открытом доступе к фондам, на выставках и любым иным способом допущены к массовому

распространению

2.3.8. На основании требований ст. 2 Закона № 114-ФЗ библиотека исключает возможность

несвоевременного выявления и купирования экстремистских угроз, нарушения прав детей в сфере информационной безопасности, а именно защиты от возможности ознакомления с экстремистской литературой и иными информационными материалами, хранящимися и не утилизированными после изъятия, которые могут причинить вред их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию, способствовать вовлечению в деятельность экстремистских организаций.

2.3.9. Издания из библиотечно-информационного фонда, включённые в «Федеральный список», исключаются из фондов обслуживания и подлежат списанию и уничтожению

2.4. Сверка библиотечного фонда с ФСЭМ

2.4.1. В соответствии с Рекомендациями библиотека должна самостоятельно осуществлять

проверку (сверку) фонда на предмет наличия в нем документов, включенных в ФСЭМ, которую проводить систематически (не реже 1 раза в три месяца) и при поступлении новых документов в фонд

2.4.2. Комиссия проводит сверку (проверку) библиотечного фонда с ФСЭМ 1 раз в квартал

2.4.3. Сверка проводится путем сопоставления фонда библиотеки, в т.ч. библиографических записей каталога (карточного и электронного) и картотек, инвентарных книг с перечнем материалов, включенных в ФСЭМ

2.4.3. Результаты сверки (проверки) фиксируются заведующим библиотекой в:

- Акте о сверке фонда библиотеки ГБОУ школы № 430 документов с Федеральным списком

экстремистских материалов, в котором прописывается факт наличия или отсутствия

литературы экстремистского содержания (Приложение № 1)

-  Журнале сверки фонда библиотеки ГБОУ школы № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга с Федеральным списком экстремистских материалов (Приложение № 2)

2.4.4. Комиссия составляет Протокол заседания комиссии по сверке библиотечного фонда

ГБОУ школа № 430 Петродворцового района Санкт- Петербурга с Федеральным списком

экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации, выявлению,

изъятию и утилизации экстремистских материалов и выносит Решение по результатам сверки (проверки) и (или) уничтожению документов, включенных в ФСЭМ (Приложение № 3)

3. Организация работы по списанию и утилизации документов, включенных в ФСЭМ

3.1. В целях недопущения возможности причинения вреда здоровью и (или) физическому,

психическому, духовному, нравственному развитию детей, вовлечению их в деятельность

экстремистских организаций работник библиотеки осуществляет выявление в фонде библиотеки документов, включенных в ФЭСМ, в ходе отбора, поступления информационной продукции, сверки (проверки) 1 раз в квартал

3.2. Заведующий библиотекой (педагог-библиотекарь) при обнаружении запрещенных материалов немедленно изымает их из открытого доступа библиотеки, до момента утилизации хранит в закрытых для доступа пользователей местах в согласно Рекомендациям, осуществляет их списание в соответствии с «Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда» (Приказ Министерства культуры РФ от 08.10.2012 г. № 1077), Регламентом, Инструкцией о Комиссии для последующего уничтожения

3.3. В случае обнаружения документа, включенного в ФСЭМ, находящегося в фонде библиотеки, данный документ подлежит списанию в следующем порядке:

- оформляется Протокол заседания комиссии по сверке библиотечного фонда ГБОУ школа

№ 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга с Федеральным списком

экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации, выявлению,

изъятию и утилизации экстремистских материалов с Решением о списании и утилизации

экстремистской литературы

- издается приказ руководителя ОУ о списании и утилизации противоправной продукции

- составляется Акт списания (Приложение 4) по причине несоответствия профилю

комплектования библиотеки в 2-х экз. по установленной форме. К Акту прилагается

список документов, подлежащих исключению. Акт на списание документов визируется

комиссией по списанию (выбытию) документов библиотечного фонда ГБОУ школа № 430

Петродворцового района Санкт- Петербурга

- завизированный Акт утверждается руководителем ОУ. Один экземпляр Акта передается в бухгалтерию, второй экземпляр хранится в библиотеке ОУ

- Списание проводится в соответствии с «Порядком учета документов, входящих в состав

библиотечного фонда» (Приказ Министерства культуры РФ от 08.10.2012 г. № 1077)

- Сведения о выбывших документах регистрируются во второй части "Книги суммарного

учета библиотечного фонда" или другой форме суммарного и индивидуального учета.

Информация о выбывших документах отражается во всех учетных формах, каталогах,

картотеках, инвентарных книгах

- Заведующий библиотекой списанные издания, включенные в ФСЭМ, передает Комиссии

- Списанные и изъятые из библиотечного фонда экстремистские материалы подлежат

утилизации (уничтожению) в соответствии с нормативно- правовым законодательством

- После уничтожения документов экстремистского содержания, составляется

соответствующий Акт (Приложение 5). Акт составляется в двух экземплярах, один

экземпляр передается в бухгалтерию, второй экземпляр хранится в библиотеке

(подшивается к Акту на списание)

3.4. Запрещено хранить в библиотеке списанные издания, не утилизированные после изъятия

4. Выявление Интернет-ресурсов и ограничение доступа с компьютеров библиотеки

4.1. Работа библиотеки по исключению возможности массового распространения экстремистских материалов и защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию ведется в соответствии с Законом № 114-ФЗ, Законом № 436-ФЗ, Приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161"Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию" (далее - Требования), в которых в том числе утверждены требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

4.2. В целях исключения возможности массового распространения материалов, включенных в ФСЭМ, в библиотеках не реже одного раза в квартал ответственными лицами по вопросам информационных технологий осуществляется блокировка доступа с компьютеров библиотеки к Интернет-ресурсам, включенным в ФСЭМ.

4.3. По результатам сверки ФСЭМ с электронными документами и Интернет- сайтами, доступ к которым возможен с компьютеров, установленных в библиотеке, составляется Акт о блокировке Интернет-ресурсов, включенных в ФСЭМ (Приложение № 6)

4.4. В соответствии со статьями 13, 14 и 16 Федерального закона № 436-ФЗ библиотека ОУ

обязана соблюдать информационную безопасность детей в результате оборота (распространения посредством информационно-коммуникационных сетей) книг или их фрагментов, распространяемых через сеть «Интернет» на компьютерах, расположенных в читальном зале библиотеки

4.5. На компьютерах в читальном зале предоставляется доступ к информации, в том числе сети "Интернет" при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию в соответствии с Положением о библиотеке ГБОУ школы № 430 и Правил организации доступа в Интернет в библиотеке ГБОУ школы № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга

4.6. На основании Закона № 114-ФЗ, Закона № 436-ФЗ, Требования, и в соответствии с

Положением о библиотеке ГБОУ школы № 430, Правил организации доступа в Интернет в библиотеке ГБОУ школы № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга   работник библиотеки и ответственные лица по вопросам информационных технологий обязаны использовать технические и программно-аппаратные средства защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, применяемым при предоставлении доступа к информации, распространяемой посредством сети "Интернет".

5. Требования к обороту информационной продукции

5.1. Работа библиотеки по исключению возможности массового распространения экстремистских материалов и защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию ведется в соответствии с Законом № 114-ФЗ, Законом № 436-ФЗ, Требованиями, в которых в том числе утверждены требования к классификации и обороту информационной продукции

5.2. В соответствии с законодательством Российской Федерации библиотека не допускает к обороту (использованию, хранению, распространению, выдаче, демонстрации, показу)

информационную продукцию, запрещенную для детей, а также издания, включенные в ФСЭМ

5.3. На выставках, стеллажах, стендах, местах показа при поступлении, хранении и предоставлении информационная продукция (далее - ИП) классифицируется , маркируется

(проставляется знак информационной продукции) и расставляется в соответствии с возрастной классификацией согласно Закону № 436-ФЗ  

5.5. В соответствии с Законом № 436-ФЗ библиотека ОУ не имеет права проводить

индивидуальные и зрелищные мероприятия с использованием ИП, запрещенной для детей

5.6. В соответствии с законодательством Российской Федерации библиотека ОУ обязана

соблюдать информационную безопасность детей в местах присутствия детей (абонементе,

читальном и актовом зале):

-  на публичном показе, при публичном исполнении

-  демонстрации посредством зрелищного мероприятия

Работник библиотеки предоставляет ИП для проведения зрелищных мероприятий, соответствующую заявленной возрастной категории и не содержащую информацию, запрещенную для детей согласно соблюдению нормам Закона № 436-ФЗ и Требования

продукции, не допускается, за исключением изданий, указанных в п. 4 ст.11 главы 3 Закона № 436-ФЗ

5.7. Библиотека принимает меры защиты детей от информации (в том числе ИП), причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, направленные на повышение осведомленности лиц, находящихся в месте оборота информационной продукции (на территории библиотеки); организует свою деятельность, в соответствии соблюдения мер по обеспечению информационной безопасности детей и защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию в соответствии с нормативно-правовым законодательством федерального и регионального уровня, а также рекомендациями от органов образования и культуры

5.8. Соблюдает процедуры по исключению возможности массового распространения

экстремистских материалов, направленные на предотвращение, выявление и устранение

нарушений законодательства Российской Федерации по защите детей от информации,

причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

6. Контроль и ответственность

6.1. Контроль за настоящей Положением осуществляет директор ОУ.

6.2. Ответственность за своевременное выявление и исключение из библиотечного фонда ОУзапрещенных материалов, их списание и уничтожение несет заведующий библиотекой (педагог-библиотекарь).


Положение о порядке предоставления в пользование обучающимся учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов в ГБОУ школы № 430 Петродворцового района имени Героя Российской Федерации Н.И.Филина

1.      Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии со следующими документами:

- Статьей 35 Федерального Закона от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации»;

-  Статьей 7 (Глава 2) Закона Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге» от 17.02. 2013 № 461-83;

- Распоряжением Комитета по Образованию Санкт-Петербурга «Об утверждении Порядка предоставления в пользование обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных образовательных стандартов, средств обучения и воспитания» № 2585-р от 06.11.2013;

- Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 06.11.2013 № 2585-р» от 22.03.2016 № 820-р;

 - Письмом Министерства образования и науки Российской федерации «Об использовании учебников в образовательном процессе» от 08.12.2011 № МД-1634/03;

-  Инструкцией о сохранности библиотечного фонда от 30.03.1992;

-  Типовым Положением о школьной библиотеке;

-  Типовыми Правилами пользования школьной библиотекой;

- Уставом ГБОУ школы № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

 

1.2.  Настоящее Положение:

- является локальным нормативным актом, регулирующим деятельность  образовательного учреждения  в образовательном  процессе;

-  вступает  в силу со дня его утверждения. Данное Положение действует до принятия нормативно-правовых актов Российской Федерации, устанавливающих иной порядок обеспечения учебниками обучающихся в образовательных   учреждениях;

1.3.             Настоящее положение определяет:

- Порядок и механизм обеспечения учебниками учащихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы  № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга (далее по тексту – Образовательное учреждение);

- Последовательность действий, механизмы учета, финансирования, выбора учебно-методического комплекта, сроки и уровни ответственности должностных лиц по вопросам учебного книгообеспечения.

 

1.4.            Учащимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджета Санкт-Петербурга в пределах федеральных государственных стандартов, образовательных стандартов Образовательное учреждение бесплатно предоставляет в пользование учебники и учебные пособия.

 

1.5.            Образовательное учреждение самостоятельно в определении:

- комплекта учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, обеспечивающих преподавание учебного предмета, курса, дисциплины;

-  порядка предоставления в пользование учебников и учебных пособий учащимся, осваивающим учебные предметы, курсы, дисциплины в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов;

- порядка  работы учащихся с учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами;

- порядка организации работы по сохранению фонда учебной литературы школьной библиотеки;

 

1.6.             Обеспечение учебной литературой всех категорий учащихся осуществляется за счет учебников, имеющихся в фондах школьной библиотеки.

 

1.7.            Библиотечный фонд учебной литературы ежегодно пополняется необходимыми учебниками, количество которых определяется потребностями участников образовательного процесса и комплектуется в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебных пособий с опорой на образовательные программы Учреждения.

 

1.8.            При организации образовательного процесса возможно использование учебников при их хорошем физическом состоянии и соответствии федеральному компоненту государственного стандарта образования.

 

2.      Понятия, используемые в Положении о порядке

 

Образовательная организация - государственное образовательное учреждение, находящихся в ведении Комитета по образованию или администрации района Санкт-Петербурга.

Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида.

Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или заменяющее частично ли полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида.

Рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Учебный комплект - набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник и учебные пособия, выпушенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск: учебных пособий, которые допускаются при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Учебно-методические материалы – это совокупность материалов, в полном объеме обеспечивающих преподавание данной дисциплины (Рабочие материалы, поурочное планирование, конспекты, методические пособия, дидактические материалы, практикумы, задачники, атласы, контурные карты, средства контроля знаний, справочные издания и т.п.).

Средства обучения и воспитания – оборудование образовательной организации, источники учебной информации, предоставляемые обучающимся в ходе образовательного процесса.

Канцелярские товары - школьно-письменные принадлежности (тетради, карандаши, альбомы для рисования, папки, пеналы, клей и др.), используемые обучающимися в образовательном процессе.

3.                  Организация работы Образовательного учреждению по обеспечению образовательного процесса учебниками и учебными пособиями

3.1.            Образовательное учреждение организует образовательный процесс в соответствии с учебно-методическими комплексами (далее – УМК), утвержденными на педсовете ОУ. Образовательное учреждение осуществляет контроль за организацией учебного процесса учителями в соответствии с утвержденными УМК.   Практика замены учебников, определенных Образовательным учреждением к использованию в образовательном процессе, на другие учебники без согласия с директором Образовательного учреждения не допускается.

 

3.2.             Оформление заказа на покупку учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей осуществляется на основе перспективных планов обеспеченности обучающихся на новый учебный год и согласуется с председателями методических объединений, заместителями директора по УР и утверждается директором ОУ.

 

3.3.             Образовательное учреждение обеспечивает всех учащихся учебниками и учебными пособиями в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, бесплатно в личное пользование на срок изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

 

3.4. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебниками определяется исходя из расчета:

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося, по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

3.5.            Образовательное учреждение предоставляет обучающимся рабочие тетради в случае, если они входят в учебный комплект по предмету. Рабочая тетрадь предоставляется бесплатно в личное пользование и выдается вместе с учебником.  

3.6.            Использование учебных пособий (рабочих тетрадей, прописей, контурных карт, тестов и т.п.), необходимых для освоения программы учебных предметов, может быть заменено раздаточным материалом (ксерокопиями отдельных листов или фрагментами изданий, предоставленными школой) в соответствии с рабочей программой педагога.

3.7.              Канцелярские товары, школьно-письменные принадлежности, необходимые для учебного процесса, приобретаются родителями (законными представителями) обучающихся самостоятельно.

3.8.             В конце учебного года, завершающего изучение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), и в случае перехода обучающегося в течение учебного года в другую образовательную организацию, все учебники, учебные пособия, рабочие тетради и учебно-методические материалы, предоставленные ему в личное пользование, возвращаются в образовательное учреждение.

3.9.             Образовательное учреждение разрабатывает и утверждает нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения по обеспечению учебниками в предстоящем учебном году, графики  выдачи  учебников.

3.10.         Образовательное учреждение назначает ответственного за работу с фондом учебной литературы образовательного учреждения.

3.11.        Ответственность за обеспечение условий для хранения фонда учебной литературы лежит на директоре образовательного учреждения.

3.12.        Образовательное учреждение обеспечивает учёт и сохранность фонда учебной литературы, разработку и исполнение Правил пользования учебной литературой из фонда библиотеки Образовательного учреждения с определением мер ответственности за утерю или порчу учебников.

3.13.        Образовательное учреждение ежегодно проводит инвентаризацию библиотечного фонда учебников, анализирует состояние обеспеченности фонда библиотеки учебниками, выявляет учебники, необходимые для обеспечения учебного процесса и учебники, подлежащие списанию.

3.14.        Классные руководители и учителя предметники через воспитательные мероприятия организуют работу с обучающимися по бережному отношению к учебникам. Работники библиотеки организуют рейды по проверке учебников, разрабатывают памятки с правилами пользования учебниками для учащихся.

 

4.      Порядок выдачи учебников и учебных пособий

4.1.            Учебники предоставляются учащимся в личное пользование на срок изучения учебного предмета, курса, дисциплины.

4.2.            Обеспечение учебниками осуществляется по графику, утвержденному директором Образовательного учреждения.

4.3.            Выдача учебников на следующий учебный год производится с 25 по 31августа по графику, утверждённому директором школы.

4.4.            Для учащихся с 1 по 8 класс учебники выдаются в начале учебного года на класс под подпись классного руководителя, факт их выдачи фиксируется в журнале учета выдачи учебников. Учащиеся с 5 по 8 классы расписываются в формулярах на учебники после получения комплекта учебников и учебных пособий.

4.5.            Перед выдачей учебников классный руководитель должен провести с учащимися беседу-инструктаж о правилах пользования учебниками.

4.6.            Классный руководитель несёт ответственность за своевременный возврат всех полученных учебников, выдает учебники учащимся по ведомости, в которой учащиеся расписываются за полученный комплект.

4.7.       Учащиеся 9, 10, 11 классов получают учебники самостоятельно в помещении библиотеки. Факт получения комплекта учебников фиксируется подписью старшеклассника в формуляре на учебную литературу.

4.8.       Вновь прибывшие ученики или их родители (законные представители) получают комплект учебников в помещении библиотеки.

4.9.       В тех случаях, когда количество учебников по какому-либо предмету равен количеству обучающихся, учителя Образовательного учреждения учебниками из фонда библиотеки не обеспечиваются.

4.10.               Выдача необходимых учебников на летний период фиксируется в читательских формулярах под личную подпись учащихся.

 

5. Порядок сдачи учебников

5.1.            Сдача учебников происходит в конце учебного года в соответствии с графиком приёма учебников.

5.2.            Учащиеся с 1 по 8 класс сдают учебники, учебные пособия, рабочие тетради классному руководителю. Классный руководитель, в случае необходимости обеспечивает ремонт учебников в классе, и, в соответствии с графиком приёма, организует сдачу учебников в библиотеку. При сдаче школьных учебников необходимо учитывать следующие сроки:

- 1-4 классы – до 25 мая;

- 5-8 классы – до 31 мая;

- 9-11 классы – до 10 июня

5.3.  Во время возврата учебников в библиотеку библиотекарь проверяет каждый учебник и возвращает классному руководителю все неподписанные и испорченные учебники, требующие ремонта или замены. В конце учебного года при наличии задолженности классный руководитель обязан полностью рассчитаться с библиотекой до 15 июня.

5.4. Учебники, срок использования которых рассчитан на 2 года и более, остаются у учащихся до окончания обучения по данному предмету.

5.5. До получения документа об окончании Образовательного учреждения учащиеся обязаны полностью рассчитаться с библиотекой.

5.6.  В конце учебного года учителя должны сдать все учебники, которые были выданы им на формуляр для ведения учебной деятельности.

5.7. Учащиеся, выбывшие в течение учебного года, обязаны сдать учебники, учебные пособия, рабочие тетради, учебно-методические материалы, полученные в школе, перед получением документов у секретаря школы..

6.      Правила пользования учебной литературой.

6.1. Учащимся школы выдается по одному комплекту учебников на текущий учебный год (выдача учебников за предыдущие классы с целью повторения учебного материала выдается по согласованию с библиотекой).

6.2. Учащийся должен подписать полученный учебник с указанием фамилии, имени, класса и учебного года.

6.3. Ученик должен просмотреть каждый полученный учебник и сделать детальную пометку об его состоянии, например: новый, в хорошем состоянии, в плохом состоянии. Если испорчены отдельные страницы, надо указать их номера.

6.4. Учебники в неудовлетворительном состоянии могут быть обменены учащимся в библиотеке не позднее конца сентября, при наличии свободных экземпляров.

6.5. В учебниках запрещается писать, делать пометки, рисовать, загибать и вырывать страницы и т.д.

6.6.Все учебники должны быть обёрнуты учащимися в плотную обложку.

6.7. Ответственность за сохранность школьных учебников несут как учащиеся, так и их родители.

6.8. Классные руководители и учителя-предметники должны контролировать состояние учебников учащихся и информировать родителей (законных представителей) о плохом обращении учащегося с учебниками.

6.9. В случае порчи или потери учебника учащимся родители (законные представители) должны возместить утрату.

6.10.         В случае порчи или потери учебника двухгодичной давности необходимо приобрести новый учебник такого же автора и года издания.

6.11.        В случае порчи или потери разрешается заменять утерянные или испорченные учебники, срок эксплуатации которых более 2-х лет, другими учебниками, необходимыми библиотеке (год издания – не позднее 2-х лет).

6.12.        О пропаже учебника ученик обязан незамедлительно сообщить классному руководителю и библиотекарю.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий